Материалы газеты Ставропольская правда
7.09.1989 год.      http://www.stapravda.ru

"Здесь наш дом", говорят эстонцы, живущие на Ставрополье

В конце прошлого года и седо Подгорное Андроповского района приехал незнакомый мужчина. Директору местного совхоза "Загорский" Н.Цымбалу он представился корреспондентом одной из эстонских газет. Цель визита, объяснил гость, - встретиться с земляками, живущими в селе, познакомиться с их жизнью, бытом, досугом. Да и вообще, разоткровенничался приезжий, пора им на родину, в Эстонию возвращаться. Там, дескать, такие события разворачиваются, что он боится, как бы тут с его земляками плохо не обошлись.

-А что у вас происходит ? - спросил Николай Васильевич.

-Народ требует, чтобы вы, русские, навсегда покинули нашу республику. Знаете, как вас называют! Оккупантами, захватчиками. Скоро вся Эстония поднимется - пока начали с забастовок, а закончим...

ВОШЕДШИЙ в ораторский раж "корреспондент" вдруг умолк, словно язык проглотил. Возможно, заметил опасные для себя искорки в темных глазах директора. Неровен час, мускулистые руки борца-спортсмена возьмут за шиворот нынешнего "борца" - политикана и тогда…

Нет, ничего такого не случилось. Сдержался Цымбал. Как-никак гость, надо соблюдать приличие. Организовал все же приезжему встречи с местными жителями-эстонцами. Тот разговаривал с механизаторами, доярками, побывал в начальной школе. А под конец заявил: мол, хочу познакомиться со "старейшими аборигенами" - сородичами, причем беседовать с ними без свидетелей. Пошли ему навстречу. Словом, с разбухшим блокнотом гость вскоре укатил из Подгорного, и некоторое время о нем не было ни слуху, ни духу.

Но вскоре он прислал письмо - так, мол, и так, не могли бы ему выслать фотографии села с заколоченными окнами домов, завалившимися крышами. Стали ясны истинные намерения незадачливого визитера. Его меньше всего волновали судьбы земляков, он искал, без сомнения, в пропагандистских целях так называемый негатив, чтобы "расписать" в эстонских газетах, как неимоверно тяжело живется на чужбине единоплеменникам.

Удалось или нет опубликовать такой материал - судить не берусь, но то, что об эстонском поселении стало известно в республике - факт. Нынешним летом в Подгорное приехала вместе с преподавателем группа студентов-лингвистов из Таллиннского пединститута. Якобы на практику для изучения диалекта здешних эстонцев, их обычаев. Приехали инкогнито, никому не сообщили о себе. Разместились в доме одной старушки, стали ходить по дворам соплеменников, интересоваться их житьем-бытьем. Рассказывали чуть ли не о райской жизни в Эстонии, убеждали, что их место не тут, а там, в Прибалтике… Прямая агитация за выезд из России - вот для чего объявились посланцы в Подгорном.

- О них мне стало известно через несколько дней, -говорит секретарь парткома совхоза С.Ерошенко. - Спросил при встрече, откуда узнали, что здесь живут их земляки. Оказывается, этот "корреспондент", как он себя назвал, словно сорока на хвосте, разнес весть не только по всему Таллинну, но и окрест.

Не вышло ничего с агитацией у студентов. Хоть и разговаривали с сородичами на родном языке, - не поняли они друг друга. И дело не в диалекте, а в диалектике. Она такова, что прибалты, живущие в Подгорном, не ощущают себя в чем-то ущемленными. Они - равные среди равных.

НЕСКОЛЬКО лет назад наша газета подробно рассказывала об истории эстонских поселенцев на Ставрополье, поэтому нет смысла повторяться. Скажу лишь, что они появились здесь в конце прошлого века, корнями вросли в Русскую землю. Сегодня в селе их 133 человека. Кроме того, тут живут 180 русских 22 карачаевца, 18 ьабасаранцев, 8 агульцев, а всего-люди 11 национальностей. Как и другие, эстонцы заняты не только на всех участках сельскохозяйственного производства, но и в социальной сфере. Есть среди них механизаторы и учитель, киномеханик и счетовод. Каждый четвертый коммунист - эстонец. Фото тракториста Э. Аю - на совхозной Доске почета!

Управляющий третьим отделением A.Кокаев, секретарь цеховой парторганизации Л. Азизов рассказывали не без гордости - самые ответственные полевые работы поручаются механизаторам В. Немму, Р.Мелю, Ю. Вели, А.Вахопскому, тому же Э.Аю. Истинное, трудолюбие, высокое мастерство отличают техника-осеменатора В.Тайдлу, электрика А.Аю, повара Э.Вапьп и других.

- Всех трудно назвать, - смущенно разводит руками управляющий, - но я хоть в должности недавно, уже усвоил: эстонцы в большинстве надежны во всем, на многих можно положиться, как на самого себя.

Десятилетиями живя среди людей иных национальностей, они сохранили свой язык, культуру, обычаи, традиции. И самое главное - привязанность к земле, на которой родились и они, и их отцы-прадеды, земле, которая стала для них "малой родиной" и которой они вправе гордиться. При этом они не утратили и связи с Эстонией. У многих в Таллинне, других местах республики живут родственники, близкие друзья и знакомые. Не только переписываются, но и едут в гости друг к другу.

Тревожная обстановка последних месяцев в Прибалтике, скажу без преувеличения больно сжала сердце многих из них. Как свою кровную беду восприняли они происходящие нынче за тысячи километров события. С кем ни пришлось встречаться, беседовать - разговор так или иначе возвращался к одному - положению в республиках Советской Прибалтики.

Бывший управляющий отделением совхоза, ветеран войны и труда коммунист К. Реук не выбирал выражений.

- Я - старый солдат, - заметно волнуясь говорил Карл Карлович,- поэтому скажу прямо, по-солдатски: мне бывшему пулеметчику, освобождавшему республику от фашистов в составе Эстонского корпуса, стыдно и обидно за простых людей. Почему до сих пор не могут дать отпор тем, кто тянет их в болото отчуждения от Союза? Разве не видят, не понимают, что происходит? Были под пятой германцев сотни лет, батрачили на разных там баронов, гнули спину от темна до темна - неужто вновь хотят в ярмо Запада, жить на его подачки? Верно говорится в Заявлении ЦК нашей партии: только перестройка, а не выход из СССР станет для нас, эстонцев, а также литовцев, латышей, единственной возможностью для роста национального самосознания.

На улице Лесной, во дворе своего дома, точнее в летней кухне, И.Леппик вместе с женой заготавливали на зиму помидоры.

- Вот управлюсь - в Таллинн поеду,- твердо, как о давно решенном для себя деле, сказал Йоганнес Густович.

- Поезжай, поезжай,- поддержала его Елена Антоновна. -Тетку навестишь. Десять лет уже не был.

- Выйду из вагона,- продолжал старый плотник,- на Центральную площадь сразу отправлюсь. И каждому стану говорить: "Люди, что вы делаете, опомнитесь! Эстония не нужна ни Швеции, ни Дании ни Финляндии. Пока не поздно, надо дать отпор этой кучке баламутов, которые сулят то, во что сами не верят".

Меня удивляет, почему рабочий человек в Эстонии до сих пор не заявил о себе. Ему ведь не нужны все эти болтуны, сидящие у него на шее. От разговоров о хорошей жизни жизнь лучше не станет. От разговоров о выходе из союза за версту несет провокацией. Когда слушал в программе "Время" Заявление ЦК КПСС о положении в прибалтийских республиках, понял: там наступил кризис.

-Вы знаете, - продолжает Леппик, - большинство простых эстонцев слабо разбираются в политике. Люди смотрят не Центральное телевидение, а передачи из Финляндии. Многие не знают, что происходит в стране, не читают московскую прессу. Я считаю, что где-то и наша официальная пропаганда пробуксовывает порой, освещая те или иные события однобоко, не всегда правдиво. Мы, живущие в разных республиках, очень мало знаем друг о друге. Нет общения, а стало быть, и единения. Вот почему со следующего года я выписал две газеты на эстонском языке -"Родина" и "Сельская газета".

Заведующая магазином, депутат районного Совета народных депутатов М. Аношко и директор местной школы коммунист Т.Белан - эстонки, Вышли замуж, взяли фамилии супругов. Обе хорошо знают родной язык. Даже четырехлетний сын Марии Павловны - Максимка - уже говорит по-эстонски. Заявление ЦК КПСС, считают женщины, правильное и своевременное. В этом году Аношко приглашали в Эстонию родственники. Не поехала. И не только потому, что дома престарелые мать с отцом да и хозяйство немалое - опасалась за себя и сынишку, ведь каждый день там непредсказуем, далеко ли до беды, для них, которых в Эстонии считают "русскими" эстонцами и потому приравнивают к русскоязычному населению.

- Нет, нет, здесь наш дом, здесь,- одинаково, без тени сомнения, как само собой разумеющееся говорили женщины, пожилые Реук с Леппиком, сравнительно молодые механизаторы, несмотря на мелкий дождь, пробующие косить кукурузу на силос на дальнем от села поле. Заботы хозяйства, проблемы социального развития села неотделимы от них, стали их жизнью. На Заявление ЦК КПСС каждый из них отреагировал по-своему, пропустив через себя, осмыслив еще раз взволнованность и обеспокоенность партии за дальнейшую судьбу их народа, народов Литвы и Латвии, всего нашего многонационального Союза, крепкого единой дружной семьей.

Да, пусть они живут сегодня за тысячи верст от Эстонии, но от этого не перестали быть эстонцами, может быть, даже больше эстонцы, нежели те, кто навязывает лозунги, пропитанные национальной неприязнью другим народам, к партии, кто хочет превратить людей других наций, живущих в прибалтийских республиках, в людей низшего сорта, следуя человеконенавистнической теории чистоты расы.

А.БЕРШТЕЙН.