Сайт Издательского Дома "Литературная газета" - Выпуск № 26, 2005 год
Эстонский сад в кавказских гущах
Мне позвонил по мобильнику мой приятель из Таллина, привычно спросил: <Ты где сейчас?>
<Да вот, - отвечаю, - стою возле дома эстонского писателя Таамсары>.
<Где это?> - поразился он. <У подножия Кавказа, в
городке под названием Эстонский Сад, или
Эсто-Садок>. <Слышал, слышал>, - обрадовался мой
эстонский друг. И тут же попросил: <Ты найди там
эстонцев, поговори с ними про их житьё-бытьё>. Да
и то правда: живу уже неделю в <эстонском саду>,
гуляю по его улицам, заглядываю в местный магазин,
а ещё ни с кем из местных эстонцев не
познакомился. Спросил молодую соседку Анджелу: не
познакомит ли она меня с эстонцами? Она смеётся:
<Знакомьтесь: я и есть эстонка!> Но тут же
предупреждает: языка не знает, в Эстонии никогда
не была, родственников там у неё нет. <Ну-у, -
сказал я, - эстонка ты не настоящая>. <А вы в дом
рядом с музеем Таамсары загляните. Там Хуго живёт.
Вот он, кажется, эстонец>, - посоветовала Анджела.
Но и Хуго меня разочаровал. <Какой из меня
эстонец! - рукой махнул. - Я ведь не местный, со
Ставрополья сюда приехал>.
Эстонцев я нашёл -
тех, прежних, которые когда-то на далёкой для них
чужбине строили дома, возделывали землю, хранили
язык и традиции своего народа. Нашёл я их, к
сожалению, на кладбище. Здесь нет привычных для
российских погостов оградок вокруг могил, нет
помпезных памятников. Лишь скромные надгробия с
именами и фамилиями. И целая история тех, кто
когда-то сюда приехал и остался здесь навсегда. На
надгробии Густава Карловича Асмана (умер в 1925
году) я прочитал: <Выехали из Эстонии 73 семьи на
подводах в 1871 - 1873 гг. Жили в Ставропольской
губернии в селе Подгорное три года. В селе
Хуссы-Караданик - 9 лет. Был первопроходец
Эсто-Садок. 1884 год: 36 семей - первые основатели
села Эсто-Садок, среди которых была семья Асман
Г.К.> Вот они, рядом, его соседи и земляки: Лиза
Лукассон, Артур Рейсман, Эльвина Ухке, Карл
Наэльток, Амалия Соосар: И ещё десятки других
фамилий. Самое примечательное, что все они
навсегда остались россиянами, как были россиянами
и тогда, когда на повозках, скорбно поскрипывающих
колёсами, тронулись из эстонских хуторов на юг
страны, в поисках лучшей жизни.
Директор
местного клуба Диана Губарева (по отцу - Орав, что
в переводе с эстонского означает <белка>) сказала
мне однозначно: <Нас, чистых эстонцев, осталось в
посёлке не больше тридцати>. Она не стала надувать
щёки и приукрашивать жизнь совсем уже ничтожной
общины эстонцев в посёлке, который давно стал
частью горно-лыжного курорта, известного в России
и за рубежом как Красная Поляна. Ещё бы - здесь на
лыжах регулярно катается сам президент России
Владимир Путин. Сюда же устремились и денежные
люди из Москвы и Подмосковья, что легко
определяется по номерам машин во дворах шикарных
коттеджей, крытых еврочерепицей и огороженных
высоченными заборами. И только белённые известью
хаты под почерневшими крышами указывают, что тут
живут аборигены.
По мнению Дианы, эйфория от
новых времён и новых отношений, возникшая в
последнее десятилетие, быстро прошла. Кое-кто из
кавказских эстонцев попытал счастья на этнической
родине, но, как сказал тот же Хуго: <Кому мы там
нужны?> Дочь его даже получила вид на жительство в
Эстонии. Но ни жилья, ни хорошо оплачиваемой
работы. Вернулась домой, на Кавказ.
Диана,
наверное, последняя хранительница истории своего
села. Мы листаем с ней фотоальбом - и она подробно
рассказывает о каждом событии, запечатлённом на
снимке. Вот их духовой оркестр, вот она на
певческом фестивале в Таллине с группой таких же
энтузиасток, вот занятия в кружке эстонского
языка, который просуществовал недолго - и желающих
осваивать язык было мало, и с финансами так никто
и не помог. <Хотели создать эстонское подворье, -
говорит Диана, - со всеми его атрибутами, но земля
теперь в посёлке дороже золота>.
<На клуб и то
посягают!> - возмущается Диана. Только фразу
произнесла - вот и гости нежданные пожаловали.
Расхаживают по территории клуба, что-то шагами
меряют, колышки в землю вгоняют. <Не позволю!> -
кричит Диана старшему из гостей, выхватывая
деревянный кол из земли. А тот орлом (видно,
знает, с кем имеет дело): <Это не ваша вотчина -
тут Россия!> А весь сыр-бор из-за того, что
местная власть пустила на площадку возле клуба
сочинскую телефонную мобильную компанию: та
установила почти впритык к крыльцу свою
приёмо-передающую станцию. А теперь выяснилось:
заземление слабое, надо дополнительно
металлические штыри в землю вгонять.
Но вот
этот намёк - <тут Россия> - говорит о многом. И
прежде всего о том, что, будь власть таких, как
этот, простите, <хозяин> земли нашей, он давно бы
пустил с молотка всё вокруг.
Не хочется, а
придётся вспомнить всё-таки в чём-то похожие на
Эсто-Садок болгарские сёла и посёлки. В каждом
таком населённом пункте есть обязательно свой
фольклорный ансамбль: и для своих нужд, как
говорится, - на свадьбе ли народ повеселить,
праздник какой отметить, и для гостей заезжих.
Всё время недоумение брало: почему же у нас не
так?
Сегодня, когда Красная Поляна обретает
статус уже международного курорта, куда приезжают
кататься со склонов кавказских гор и американцы, и
французы, и немцы с канадцами, иметь эстонский
фольклорный ансамбль в посёлке было бы выгодно со
всех сторон. Смешно сказать: обратный пример я
видел как раз в Эстонии, в Причудье, в
староверском русском селе Колкья. Там энергичная
русская женщина, Нина Баранова, открыла
староверческий ресторан, куда валом валят охочие
до местной экзотики европейцы. Да и блюда русские
пробуют весьма и весьма охотно. При нас пили чай,
настоянный на сибирских травах, из самовара то ли
немцы, то ли голландцы. При том, что в этом
ресторане спиртное строжайше запрещено, как,
впрочем, и курение.
Неужто мы за последние
десять-пятнадцать лет только и научились, что
распродавать по дешёвке всё то, что этот человек
из <мобильной связи> громко назвал
Россией?
Ведь дома-то под красной черепицей и с
крепкими высокими заборами растут быстрее, чем
грибы в дождливую пору!
<Иногда просто руки
опускаются, - признаётся горестно Диана, которая и
эстонка-то наполовину, только по матери. - Но
знаю: брошу клуб и нашу самодеятельность (слово-то
какое - совсем уже забытое! - Авт.) - и вообще всё
развалится!>
Можно, конечно, уповать на
всепоглощающее время: мол, оно только и властно
всё расставить по местам. Но нет ведь: проходят
годы, мы осознаём, что потеряли - и ну кусать
локти. Только всегда почему-то с огромным
опозданием и невозвратимостью всего ушедшего.
Анатолий СТРОЕВ, посёлок
Эсто-Садок