Тайна старой чинары.
День Республики (КЧР) 05.02.2004

В начале октября 1967 года мой отец Генно Арнольд Вильгельмович в один из выходных дней позвал меня на прогулку в лес за шиповником. Выйдя из поселка Даусуз, перейдя через горную седловину, мы оказались на левобережье реки Хуссы-Kардоник, в 3 км южнее одноименного села на "Кислой горе". Шиповника было множество и скоро наши рюкзаки оказались забиты под завязку. Отец далее поднялся на пригорок, зашел в грушевый лес и указал мне на одну мощную, высокую чинару: "Вот посмотри на это дерево" - на дереве виднелась надпись "Ав. Оя 1918 г. 9 iюля" "На этих днях селу Хуссы-Кардоник исполнилось 100 лет со дня основания поселения эстонцами" - сказал мне отец, "а это дерево помнит многие события - мне тогда было всего 11,5 лет".

Под сенью старой чинары я услышал рассказ отца, который о реальных событиях 85-летней давности передаю сегодня почти дословно. Как известно, эволюция развития любого общества подчиняется основным законам диалектики и один из них - отрицание отрицания - т.е. развития общества идет по спирали, причем на каком-то этапе происходит отрицание настоящего и повторение прошлого, но на более качественной основе. Сегодня в нашей стране другие социально-экономические условия и общественно-политический строй, чем 12 лет назад, но надпись на коре старой чинары воскрешает аналогичные переломные события в истории России 1918 году и в частности в Баталпашинском отделе Кубанской области.

Село Хуссы-Кардоник "Sorikula" - "Село речушек" в 1914 году было зажиточным, имелось около 65 дворов с населением 380 человек. До 1900 года площадь закрепленных сельхоз. угодий была 2500 десятин (1 десятина = 1,0925 га). Земли простирались до подошвы горы Пастуховой. Жители села копали канавы и осушали мочаки, вырубали кустарники. Но в 1900 году по повелению атамана отдела 550 десятин сенокосов и пастбищ было принудительно изъято у села и передано подсобному хозяйству Александра - Невского монастыря (п. Нижний Архыз), хозяйственное подворье которого находилось на южной окраине нынешнего села Даусуз, основанного в 1926 году. У моего деда Генно Вильгельма Иогановича, бывшего матроса Гвардейского флотского экипажа имелось в 1914 году 8 лошадей, 12 дойных коров, 10 нетелей,. 15 бычков, 20 овец, 25 свиней. Все работы выполнялись силами семьи. Эстонцы жили обособленно, своим замкнутым миром и среди местного населения село Хуссы-Кардоник именовалось "колонка" - колония, но со всеми народами поддерживали дружественные отношения. Село славилось своими садами, молодые деревца завозились из Невинки; из воспоминаний старейшей эстонки Эльяс (Рутто) Клавдии Мартыновны, родившейся в селе Хуссы-Кардоник 16 декабря 1924 года, кроме эстонского, русского, прекрасно владеющей карачаевским языком, проживающей сейчас в посёлке Даусуз - у её отца - Рутто Мартына Мартыновича -главного садовода - было в саду 300 деревьев, которые требовали кропотливого ухода. Одновременно Рутто М.М. в селе проводил обряды крестин и похорон. Леса были богатыми на кормовые угодия и скот до снега пасся на подножном корму. Свиноматки по весне уходили в лес и осенью с полосатыми поросятами возвращались к хозяевам. Дед Вильгельм каждую осень сдавал в станицу Зеленчукскую на переработку тушу двухгодовалого бычка и двух свиней на окорок и колбасу. Жители села по субботам топили бани, пекли хлеб, сбивали сливочное масло, резали скот, по воскресениям ездили на базар, продавали свои товары и покупали нужные себе; ходили к родственникам в соседнее село Маруха. В этом селе в 1877 году родилась мать Лэмбита Пэрн (1903-1974) - будущего министра обороны Эстонской ССР. На Черноморском побережье Кавказа от Адлера до Сухуми находятся и сейчас эстонские поселения: Сулев, Сальме, Линда, Эстикюле. Старый следопыт Тикс Юри Рейнович частенько через перевалы - когда позволяли погодные условия - с жителями села ходил в гости на Черное море к родственникам и приносил дефицитные товары: табак, лавровый лист, пряности.

В селе имелась 4-х классная школа, занятия в которой начинались осенью после завершения работ и продолжались до начала массовых весенних работ. Преподавание велось на эстонском языке. Существовал хор и духовой оркестр. Почти в каждой семье имелся какой-нибудь музыкальный инструмент: гитара, мандолина, балалайка, гармоника. В школе ставились концерты и постановки. Сельским старостой был Тикс Даниил Рейнович. Село трудилось и исправно отчисляло налоги в государственную казну. Но начавшаяся первая мировая война и последующие события коренным образом изменили устоявшийся уклад жизни села. Часть жителей была призвана на фронт - 11 человек, остальные продолжали трудиться. Стали частыми пропажи скота, в окрестных лесах и горах стали появляться отдельные вооруженные группы грабителей. В одиночку стало опасно выезжать за пределы села.

Территория бывшего Баталпашинского отдела Кубанской области в 1918 году стала ареной самых ожесточенных сражений гражданской войны. Среди групп населения были резкие социальные противоречия. В феврале 1918 года на территории отдела была провозглашена власть советов. Но ко всем политическим переменам эстонские поселенцы относились осторожно - так обстановка была неясной. В мае 1918 года в село прибыл отряд Я.Ф. Балахонова и был созван сход села. На сходе села был создан орган исполнительной власти - революционный комитет. Первым председателем ревкома стал Якус Иоганес Тынович, секретарем - Саба Ян Денисович. Такие же сходы прошли в селе Маруха, в селе Нижняя Ермоловка председателем ревкома стал Донцов Даниил Матвеевич. В селе Маруха был создан отряд самообороны, включенный в состав 2-го Кубанского военно-революционного Красногвардейского отряда Якова Балахонова. Однако обстановка оставалась крайне тревожной. В селе заскакивали вооруженные группы всадников, требуя контрибуцию в виде продовольствия одежды и т.д. Но когда у жителя села Лелло Иоганеса Адовича белоказаки угнали весь скот, а его избитого привезли домой -терпение граждан кончилось - в количестве 37 человек был создан отряд самообороны села от грабителей.

...Наступил июль 1918 года. Предводитель казачества и защитник монархии А. Шкуро в начале июля 1918 года потерпев поражение под Кисловодском, устремился в горные ущелья Баталпшинского отдела и здесь приступил к формированию из казаков "волчьей сотни". В поисках добровольцев и провианта его отряды рыскали по ущельям. Подвижная передовая конная группа (примерно 120 сабель) на рысях приближалась к Романову кургану - это холм в 7 км севернее села Маруха с целью наказать сёла Маруха, Хуссы-Кардоник, Верхнюю и Нижнюю Ермоловку за смену политической ориентации. Было 7 июля 1918 года, полдень. Группа белоказаков в районе Романова кургана нарвалась на плотный заградительный огонь Марухских партизан и вынуждена была спешиться и укрыться в отдалении. Атака с ходу на село Маруха не удалась. Отголоски стрельбы были слышны и в селе Хуссы-Кардоник; прибывший на взмыленной лошади посланец села Маруха попросил помощи. Решение надо было принимать немедленно и председатель ревкома Якус Иоганес Тынович и секретарь Саба Ян Денисович стали эвакуировать жителей с нехитрым скарбом и скотом в грушевый лес в 3 км южнее села, а отряд в 37 человек поспешил в село Маруха. Также на помощь марушанам поспешили иногородние жители ст. Зеленчукской и сёл Верхняя и Нижняя Ермоловка. Дело в том, что иногородние жители станиц в своё время были лишены права не только иметь какое-либо оружие, но даже носить казачью форму одежды. Они были отстранены от участия в местных управлениях власти. Чтобы прокормить свои семьи, им приходилось идти в батраки к зажиточным казакам или заниматься столярно-плотницким, слесарным, малярным, портняжным и другими ремёслами, которыми зажиточное казачество пренебрегало.

...Перегруппировав свои силы, белоказаки решили наступать на село Маруха одновременно с обоих концов, но их связной был перехвачен партизанами и не смог доставить северной группировке приказ об одновременном наступлении с обоих концов. Партизаны собрали основные свои силы у южного конца села Маруха откуда ожидалось главная атака. Ранним утром 8 июля 1918 года белоказаки с юга двинулись в атаку на село. Завязался горячий бой. Партизаны были вооружены не очень качественно, а белоказаки являлись регулярной воинской частью и им удалось ворваться на южную окраину села и поджечь там десяток домов, но упорством партизан были выбиты, ушли в горы и стали лагерем на "церковной поляне" - на горе напротив монастыре. Бой продолжался в течении дня.

Женщины и дети хусинских партизан, в том числе и мой отец, находились во время боя в партизанском лагере в лесу, в так называемом грушевом лесу "Пирни Метс". Под деревьями рядами стояли брички, балаганы; виднелось зарево горящей Марухи и доносилась ружейная перестрелка, все тихо разговаривали, переживая за происходившее. На другой день на помощь марухским и хусинским партизанам прибыл отряд ивановских и козьминских партизан, которые имели на вооружении батареи: 3-х дюймовых орудий. Батарея снялась с передков и став на боевые позиции у "белого камня" открыла меткий орудийный огонь по белоказачьему лагерю. Белоказаки понесли значительные потери и видя что партизанам пришло подкрепление спешно отступили по тропинке в Зеленчукское ущелье. (Тропинка идёт вниз вдоль балки и эта балка сейчас носит название "бандитская балка"). По Зеленчукскому ущелью белоказаки отступили на старое жилище (Архыз). Партизаны решили вытеснить их окончательно и двинулись вслед белоказакам двумя отрядами. Отряд хусинских и часть зеленчукских партизан под водительстом опытного проводника деда Тикс Юри Рейновича двинулся на старое жилище по правому берегу реки Большой Зеленчук, а основные силы партизан сёл Маруха, Ермоловки и Зеленчука шли вверх по левому берегу реки. Поскольку хусинские партизаны выступили раньше и шли по более прямой дороге, они опередили в своём движении основные силы партизан. Не доходя нескольких километров до старого жилища (Архыза), хусинские партизаны заметили спускавшуюся по дороге с гор по левому берегу реки Зеленчук конницу. Это место в данное время находится перед Архызом у водопада "самая чистая вода в долине у дороги". Партизаны замаскировались и приготовились к бою. Когда белоказачья конная разведка подошла к засаде партизан - с одной стороны обрыв, с другой отвесная скала, партизаны почти в упор, через узкую стремину реки Зеленчук расстреляли всех белоказаков во главе с офицером. На поле боя осталось 26 человек, а партизаны не потеряли ни одного человека. Боевые трофеи: оружие, сёдла и т.д. достались основным партизанским силам, следовавшим по левому берегу реки Большой Зеленчук. Течение реки в этом месте очень стремительное и хусинские партизаны не смогли перейти её вброд.

Белоказаки потеряв полностью свою разведку, особого сопротивления на старом жилище не оказали. После небольшой перестрелки они отступили - часть по Кизгичскому ущелью на Теберду, часть через перевал в Грузию. Партизаны дальше старого жилища белоказаков не преследовали и вернулись домой с победой. Женщины и дети с тревогой ожидали в грушевом лесу своих близких. Наконец встреча состоялась и произошёл оживлённый разговор.

А молодой 18-летний партизан Оя Август Иоганович, не остыв от пережитых волнений и боёв, ножом на чинаре вырезает надпись на коре на память: "Ав. Оя 1918 г. 9 iюля"

Вот такую историю поведал мне мой отец. Через 35 лет в 2002 году, оказавшись на том самом месте, я нашёл старую чинару. Тихо было в старом грушевом лесу, ветер слегка шелестел кронами деревьев, но старая - 200 летняя чинара (бук живёт до 350 лет) широко раскинула свои упругие ветви, высокой вершиной упёршись в небо. Она кажется стала ещё мощнее и крепче, только немного потускнела на коре надпись. Всё было также как и 85 лет назад, но кругом стояла тишина и ничто не напоминало о тех грозовых событиях. Не ошибся Август Оя, выбирая дерево. Чинара будет стоять ещё долго и как знать, свидетелем каких событий она ещё окажется.

А как же сложилась судьба автора памятной надписи на чинаре? К сожалению, очень трагически. В составе 138 человек по уточнённым данным из сёл Банатовка и Ново-Эстоновка Отрадненского района Краснодарского края Оя Август Иоганович был в июле 1938 года арестован органами НКВД и в октябре 1938 года расстрелян в Краснодарской тюрьме по сфабрикованному делу. Но об этой истории другой рассказ.

cт. Зеленчукская, июнь 2003. Геннадий Генно
Список эстонских
поселенцев
села Хуссы-Кардоник,
участвовавших в боевых действиях
9 июля 1918 года.

1. Якус Иоганес Тынович
2. Саба Ян Денисович
3. Вальтер Иоган Оттович
4. Вальтор Ян Оттович
5. Генно Ян Иоганович
6. Генно Денис Иоганович
7. Генно Антон Карлович
8. Ким Петр Гансович
9. Ким Ян Гансович
10. Китцель Роберт Николаевич
11. Клайс Денис Янович
12. Крейман Иоган Янович
13. Крейман Ян Янович
14. Куль Иоган Иоганович
15. Куль Юри Иоганович
16. Лелло Иоганес Адович
17. Лелло Приду Адович
18. Оя Август Иоганович
19. Оя Мартын Янович
20. Пельд Иоганес Петрович
21. Ронт Рудольф Янович
22. Рутто Ян Мартынович
23. Рутто Мартын Мартынович
24. Рейнвельт Ян Гансович
25. Сабба Денис Денисович
26. Тике Юри Рейнович
27. Тике Александр Юрьевич
28. Тике Петр Юрьевич
29. Тике Иоган Рейнович
30. Тике Ян Иоганович
31. Тике Юрий Данилович
32. Тинт Роберт Петрович
33. Тинт Александр Петрович
34. Тедер Петр Денисович
35. Якус Ян Тынович
36. Якус Генрих Тынович
37. Якобсон Иоганес Михайлович

Генно Арнольд Вильгельмович,
Январь 1978 год